gallery/logo
Mail Login:
Password:

Лировидный мотив и его истоки

 

Тихонов Д.Г., Тихонова Е.Д.                                                                                                                                                                                                    PDF

 

Аннотация. Лировидный орнамент является распространенным мотивом орнаментального и народно-прикладного искусства. Но, к сожалению, истоки лировидного мотива вплоть до настоящего времени исследованы недостаточно. В настоящей статье нами предпринята попытка изучения возникновения и распространения лировидного мотива по данным опубликованных литературных источников и анализа музейных экспонатов по каталогам и опубликованным источникам. Цель исследования – установить очаги зарождения лировидного мотива и пути его распространения. Спиралевидный мотив возник в Египте. Истоки лировидного мотива в древнем Египте, возможно, связаны с иконографией египетского бога Хатхор (Hathor), которая изображалась в виде женщины с головным убором, украшенным лирообразными рогами и с солнечным диском между ними. Следует отметить, что традиция изображения человеческого лица с коровьими рогами имеет связи с неолитическим периодом долины Нила, где скотоводство возникло в 6–5 тысячелетии до н.э. Первые случаи использования лировидного мотива мы обнаруживаем в скарабеяподобных печатях Египта и минойской культуры. Артефакты с лировидным мотивом наблюдаются, начиная от минойского, микенского периодов, в период классической, эллинистической Греции. Лировидный мотив торговыми путями от Крита распространился до Дуная, Эльбы, берегов Балтийского моря и вместе с кельтами проник в Британию от греческих колоний Черного моря к скифам. В азиатской части Евроазиатских степей этот мотив символизировал образ тотемного животного орлоподобного грифона, особенно в ранний скифский и хуннский периоды. Истоками лировидного мотива в азиатской степи, видимо, служили древние мотивы «taotie» в Китае и «личины» на российском Дальнем Востоке. Популярность лировидного мотива в народном декоративно-прикладном искусстве тюркских народов, вероятно, объясняется его распространением в период скифской общности, когда существовал культ орлоподобного грифона и тотема.


Ключевые слова: лировидный мотив, истоки, древний Египет, древняя Греция, древний Китай, этруски, кельты, скифы, Пазырык, сюнну, тамги, орлоподобный грифон, лировидный мотив в народно-прикладном искусстве, современные народы России.


Для цитирования: Тихонов Д.Г., Тихонова Е.Д. Лировидный мотив и его истоки // Сибирские исследования. 2019. 2(2). С. 51–61. http://doi.org/10.33384/26587270.2019.02.006r.


Поступила 3 декабря 2018 г., принята к публикации 12 ноября 2019 г., опубликована 1 декабря 2019 г.

 

ОБ АВТОРАХ

 

ТИХОНОВ Дмитрий Гаврильевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделом Арктической медицины Научно-исследовательского центра Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, 677009, г. Якутск, ул. Строителей 8, Россия, https://orcid.org/0000-0003-3385-9471, e-mail: Tikhonov.dmitri@yandex.ru.


ТИХОНОВА Елена Дмитриевна, дизайнер журнала «Сибирские исследования», 677007, г. Якутск, ул. И. Крафта, 58, Россия. https://orcid.org/0000-0002-6518-5013.


Дополнительный онлайн материал.
См. дополнительный материал на веб-версии статьи.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Adams L.O.  Notes of a Harpist. Zwoje. 2004. No 1, v. 38.   http://www.zwoje-scrolls.com/zwoje38/text06.htm. Доступ 17.02.2017.

  2. Йохансон У. Орнаментальное искусство якутов: Историко-этнографическое исследование/ Пер. с нем. С.И. Петровой. Якутск: Компания Дани алмаз. 2008. 160 с.

  3. Sheraton T. The Cabinet-Maker and Upholsterer's Drawing-Book. London, 179 V.3. P.12.

  4. United States. Patent Office. List of Patents for Inventions and Designs: Issued by the United States, From 1790 to 1847, With the Patent Laws and Notes of Decisions of the Courts of the United States for the Same Period. Washington: Printed by J. & G. S. Gideon, 1847. P. 145.

  5. Evans A. The Palace of Minos at Knossos. London: Macmillan Co. Ltd, 1921. V. I. P. 201

  6. Petri F. Egyptian decorative art. A Course of Lectures delivered at the Royal institution. – London: Methuen & Co. Ltd, 2 ed., 1920. P. 19.

  7. Evans A. Cretan pictographs and Pre-Phoenician script. London – New-York, 1895. P. 60. 

  8. Wengrow D. Rethinking ‘Cattle Cults’ in Early Egypt: Towards a Prehistoric Perspective on the Narmer Palette // Cambridge Archaeological Journal. 2001. 11(1), 91 – 104. doi: 10.1017/S0959774301000051.

  9. Британский музей. Печать из зеленой яшмы. Крит, среднеминойский период II, 1850 – 1700 г. до н.э., рег. № 1934, 1120.5. http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=462156&partId=1&searchText=Cross&images=true&page=100, доступ 13.06.2017.

  10. Nilsson M. P.  The Minoan-Mycenaean religion and its survival in Greek religion. London: Oxford University Press, 1927. P. 313

  11. Yule P. Early Cretan seals: A study of chronology. Mainz am Rein: Verlag Philipp von Zabern, 1980. P. 161. 

  12. Фукидид. История. Л.: Наука-ЛО, 1981. C. 208.

  13. Pallottino M. The Etruscans. Baltimore: Penguan Book, 1955. 295 p.

  14. Vernesi C.,  Caramelli D., Dupanloup I. et al. The Etruscans: A Population-Genetic Study. American Journal of Human Genetics. 2004. 74(4). P. 694 – 704.

  15. Achilli A., Olivieri A., Pala M. et al. Mitochondrial DNA Variation of Modern Tuscans Supports the Near Eastern Origin of Etruscans. American Journal of Human Genetics. 2007; 80(4). P. 759 – 768.

  16. Ghirotto S., Tassi F., Fumagall, E., Colonna, V., Sandionigi A., Lari M., Barbujani, G. Origins and Evolution of the Etruscans’ mtDNA. PLoS ONE. 2003. 8(2), e55519. http://doi.org/10.1371/journal.pone.0055519.

  17. Nestler G., Fomigli E. Etruscan Granulation.  An Ancient Art of Goldsmithing. Hong Kong: Brynmorgen Press, 2010. P. 14.

  18. Bloch R. Etruscan Art. Greenwich. Connecticut: New–York graphic Society. 1965. V. 1.  P. 66.

  19. The   Etruscan   World,   Ed.   by   Turfa J.M.   Routledge Taylor & Francis Group, London, New–York. 2013. P. 379

  20. Каталог аукционного дома Timeline: Lot No. 0295. Roman Gold Lyre-Shaped Earring. https://timelineauctions.com/auction/62/30/0295.   Доступ 06.04.2017 г.

  21. Kruta V. Celtic Art. London: Phaiden Press Inc., 2015. P. 222.

  22. Laing L., Laing G. Art of the Celtic. From 700 BC to the Celtic revival. London: Thames & Hudson Ltd, 1992. P. 210.

  23. British Museum. Stead I. Celtic Art.  In Britain before the Roman Conquest. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1996. P. 21, 24.

  24. Виноградов Ю.А. Греческая колонизация и греческая урбанизация Северного Причерноморья // Stratum plus. Археология и культурная антропология. 1999. № 3. С. 101. 

  25. Федосеев Н.Ф. Греки на Боспоре Киммерийском: 200 лет исследований. Симферополь: Бизнес–Информ. 2017. 315 с.

  26. Окладников А.П. Петроглифы Нижнего Амура. Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1971. 334 с.

  27. Руденко С.И. Искусство Алтая и Передней Азии (середина 1 тысячелетия до н.э.). М.:  Изд-во Восточной литературы. 1961. 84 с.

  28. Миняев С.С. Новейшие находки художественной бронзы и проблема формирования геометрического стиля в искусстве сюнну // Археологические вести. №4. СПб. 1995. С. 123 – 136.

  29. Вольная Г.Н. К вопросу о распространении звериного стиля Северной Евразии // Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями: Материалы Международной научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения выдающегося российского археолога Михаила Петровича Грязнова. СПб, 2012, книга 1.  С. 156 – 160.

  30. Ионова В.М. Орел по воззрениям якутов. СПб.: Императорская Академия наук, 1918. 28 с.

  31. Штернберг, Л.Я. Культ орла у сибирских народов. М.: Издательство "МАЭ". 1925. 25 с.

  32. Лев Штернберг — гражданин, ученый, педагог. К 150-летию со дня рождения: сборник научных статей / Рос. акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера); под ред. Е.А. Резвана. СПб.: МАЭ РАН, 2012. 336 с.

  33. Яценко С.А. Знаки-тамги ираноязычных народов древности и раннего средневековья. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. С. 140, 154, рис. 4 № 7.

  34. Ямаева Е.Е. Родовые тамги алтайских тюрок (XIX – XX вв.). Горно-Алтайск, 2004. С. № 122, 123

  35. Вайнберг Б.И., Новгородова Э.А. Заметки о знаках и тамгах Монголии. // История и культура народов Средней Азии (древность и средние века). М., 1976. С. 177.

  36. Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. Новосибирск: Наука. 1987. 301 с.

  37. Драчук В.С. Системы знаков Северного Причерноморья. Тамгообразные знаки Северо-понтийской периферии античного мира первых веков нашей эры. Киев: Наукова думка. 1975. 176 с.

  38. Соломоник Э.И. Cарматские знаки Северного Причерноморья. Киев: Изд-во АН Украинской ССР, 1959. 180 с.

  39. Бабаяров Г., Кубатин А.  Очерки по истории и нумизматике Западно-тюркского каганата. 1 часть. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. P. 187. Рис. III, № V, X.

  40. Лавров Л.И. Кавказские тамги. Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2009. 88 с.

  41. Советова О. С. Тема смерти в наскальном искусстве // Современные проблемы археологии России. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2006. Т. 2. С. 327–329.

  42. Anderson J.G. The Goldsmith in Ancient China. In: The Museum of Far Eastern Antiquites. Stockholm, 1955. Bulletin No 7. P. 1-38.    

  43. Karlgren B. The date of the early Dong-Son culture. In: The Museum of Far Eastern Antiquities. Stockholm, 19 Bulletin No 14. P. 1 – 28.

  44. Kesner L. The Taotie Reconsidered Meanings and Functions of the Shang Theriomorphic Imagery // Artibus Asiae. 1991. V. 51. No. ½. P. 29 – 53

  45. The Freer Chinese bronzes. Washington, 1968. V. 1, catalogue by Pope A., James Cahill A. et al. P. 203.

  46. Srivastava A. L. The Śrīvatsa Symbol in Indian Art // East and West. 1979. V. 29, no. ¼. P. 37–60, www.jstor.org/stable/29756505, доступ 20.07.2017 г.

  47. Quintanilla S. R. History of early stone sculpture at Mathura, ca. 150 BCE-100 CE. Leiden, Boston: Brill, 2007. P. 450, fig. 143.

  48. Singh U. History of Ancient and Early Medieval India: From the Stone Age to the 12th Century / Pearson, Delhi, 2008. P. 331.

  49. Акишев А.К. Искусство и мифология саков.  Алма-Ата: Наука, 1984. С. 109.

 

Скачать выпуск PDF

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Отв. редактор выпуска

«Гуманитарные исследования»
действ. член Петровской Академии искусств и наук, доцент Арктического Государственного института культуры и искусств

Ю.В. Спиридонов

 

Отв. редактор английской версии выпуска

кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии Институт зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета

 

С.В. Филиппова